ЗВУК. Исцеление. Развитие.


Использование звука и музыки для исцеления существовало с незапамятных времен. От гортанных заговоров шаманов древности до возвышенного григорианского пения в кафедральных соборах, звук и музыка играли важную роль в человеческой культуре. Мы только недавно начали понимать физиологическое воздействие звука и музыки на мозг. Документально подтверждено, что шаманы и целители аборигенных народов, использующие такие инструменты, как человеческий голос, флейты, барабаны и другие ударные, способны изменять состояние мозга (то есть менять нейрологическую активность мозга).


В основе разных видов звукотерапии лежит принцип резонанса.


Резонанс (от лат. resono — откликаюсь) — явление резкого возрастания амплитуды  колебаний. Увеличение амплитуды происходит по причине совпадения внешней (возбуждающей) частоты с внутренней (собственной) частотой колебательной системы. При помощи явления резонанса можно выделить и/или усилить даже весьма слабые периодические колебания.

«Резонансной частотой» называется частота колебаний, присущая объекту от природы. Все в нашей вселенной пребывает в состоянии вибрации, в том числе и тело каждого из нас. Каждый орган, каждая кость и ткань обладает «здоровой» резонансной частотой. Если эта частота изменяется, орган начинает выбиваться из общего гармоничного аккорда, что и влечет за собой болезнь. Болезнь можно излечить, определив верную, «здоровую» частоту органа и направить на него волну этой частоты. Восстановление природной частоты в органе означает выздоровление.


Слух — способность органом слуха воспринимать сигналы, производимые звуковыми колебаниями окружающей среды. орган слуха - ухо -  улавливает эти сигналы и затем преобразует в электрические импульсы, которые по проводящим путям центральной слуховой системы передаются в височные доли мозга для распознавания и обработки.

Человеческое ухо обладает своими границами восприятия звука, как по частотным характеристикам, так и по мощности. В пределах диапазона восприятия чувствительность к разным звукам неоднородна. Человек лучше воспринимает те частоты, которые умеет издавать сам в процессе общения. 


Человеческий голос - "живой музыкальный инструмент". В голосовой аппарат человека входят ротовая и носовая полости с придаточными полостями, глотка, гортань с голосовыми складками, трахея, бронхи, лёгкие, грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой, мышцы брюшной полости. Центральная нервная система организует их функции в единый, целостный процесс звукообразования, являющийся сложным психофизическим актом.

Трахеи, бронхи, все полости головы являются естественными резонаторами. Центральный резонатор головы находится у основания черепа, в клиновидной решетчатой кости, и ее хрящик соприкасается с первым позвонком. Рядом с этим резонатором, через стеночку, так называемое турецкое седло, находится гипофиз, главная эндокринная железа.

Таким образом, при звучании человек так или иначе воздействует на эндокринную систему. Помимо этого, звуковые вибрации способствуют циркуляции спиномозговой жидкости в желудочках головного мозга и в спиномозговых каналах, которая поддерживает трофические и обменные процессы между кровью и мозгом и оказывает влияние на вегетативную нервную систему. В этом заключается  физиологических эффект на состояние человека.

Психотерапевтический эффект произведения и восприятия звуков заключается в воздействии на ретикулярную формацию ствола мозга. Это узел нервных волокон в продолговатом мозге, который находится прямо под стволом мозга — самой примитивной частью мозга.

Общей целью ретикулярной формации является предупреждение мозга о наличии новых раздражителей на случай, если в этом кроется какая-либо опасность. Но когда присутствует повторяющийся звуковой паттерн - знакомые и ритмичные звуки, ретикулярная формация оказывает на мозг успокаивающее действие. Это один из ключей, с технологической точки зрения, ко всем шаманским инструментам.

Альфа-тета состояния прекрасно подходят для трансформации сознания, потому что они похожи на сон. Всё становится более плавным. В обычном состоянии бодрствования мы склонны рассматривать мир определённым образом. Когда мы переходим в состояние сна, то эти способы восприятия мира становятся более текучими, и появляется возможность возникновения нового образа видения. Появляется возможность приблизиться к подсознанию.


Звукотерапевт Том Кенион так описывает механизм воздействия звка на человеческое сознание:

"...Хотя оба полушария мозга перерабатывают массу различных видов информации, можно все же провести простое разделение их задач. В принципе, доминантное полушарие (для большинства людей - левое) отвечает за речь и логику. Недоминантное полушарие (для большинства людей - правое) перерабатывает информацию, связанную с пространством, парадоксальную и не основанную на речи. Хотя способность понимать и создавать речь жизненно необходима для нас, у нашего сознания есть и другие ценные аспекты, которые наша культура на данный момент не считает важными. Эти области нашего сознания (такие как состояние повышенной творческой активности и гениальность) легче всего достигаются через деятельность недоминантного полушария.

При стимуляции недоминантного полушария (например, с использованием чистого звука) часто возникают необычные состояния сознания. Это происходит от того, что недоминантное полушарие включает пространственный и интуитивный аспекты нашего сознания. В таких нейрологических состояниях наше восприятие реальности (как внутренней, так и внешней) может сильно отличаться от нашего повседневного восприятия. Наши чувства могут обостриться, их восприятие становится более живым и утонченным. Довольно часто люди испытывают прямое переживание своей внутренней ментальной и эмоциональной жизни через прямое восприятие своих психических мотивов (то есть глубинных эмоций, фантазий и архетипичных конфликтов и драм). Они могут проявляться как внутренние видения (похожие на сновидения картинки) или даже как внутренний диалог.

Хотя наша западная культура в основном не интересуется такими глубокими эмоциональными и ментальными состояниями, многочисленные случаи из жизни великих ученых и людей искусства указывают, что такие состояния сознания являются вратами нашего прирожденного гения..."



Мантры

Звуки и слова силы использовали не только в Индии, но и во многих других культурах. Древнеегипетские жрецы умели врачевать болезни с помощью особых звуков. Различные священные слова применялись для исцеления и гармонизации в мистических традициях ислама, иудаизма и христианства. На Востоке испокон веков знали о воздействии звуковых колебаний, как на физическое тело, так и на то, что йоги называют «тонкими энергетическими телами». И это знание находило практическое применение в различных йогических практиках — прежде всего в пении мантр.

Мантры — это слова или фразы, обладающие особым значением или производящие особый эффект. Слово мантра в переводе означает «освобождающее и защищающее намерение». Существует два типа мантр: одни имеют только духовное значение (наподобие христианских молитв и литаний) и иногда используются в качестве защитных магических формул, а другие обладают особой зву­ковой структурой, оказывающей непосредственное благотворное воздействие на тело и ум. Самая известная и распространенная мантра — ОМ, или AOУM.

Мантра - это определенное сочетание звуков, которые произносятся в особой тональности и настрое мыслей, чтобы вызвать колебания во всем организме человека, но особенно в его энергетических центрах - чакрах, по которым протекает наша жизненная энергия - «прана». Мантры обладают мощным воздействием звуковых вибраций на внутренние органы, железы внутренней секреции, нервы и мозг.



Звук НАДА

Нада означает «звук». В первоисточниках йоги сообщается о звуке Нада, который становится слышен практикующему в преддверии самадхи-просветления. "Сосредоточением на звуке Нада достигают Самадхи йогины, подобные Ишваре. Блаженство входит в их сердце" - Сватмарама, "Хатха-йога Прадипика".

Различают два типа нады: ахата нада — звук, который мы слышим ушами и можем воспринимать физически и который происходит от соударения или трения двух объектов (прибоя — с берегом, палочки — с барабаном, молота — с наковальней, смычка — со струной), и анахата нада — вечный, бесконечный звук, пронизывающий все сущее — от мельчайших атомных частиц до самых отдаленных пределов космоса, звук самой Вселенной и первоисточник жизни. В практике нада-йоги используются звуки особого рода, иногда извлекаемые с помощью музыкальных инструментов, но чаще — посредством человеческого голоса. Сосредоточиваясь на этих внешних звуках, чтобы достичь гармонии со звуком внутренним, последователь нада-йоги постепенно погружается в поток вечного звука — первооснову жизни.


В книгах источниках постоянно упоминается мантра ОМ, или АОУМ, — священный звук в прямом смысле этого слова: звук, гармонизирующий и возвращающий целостность. AOУM считается самым чистым из всех звуков. Он помогает направить внимание внутрь тела: сначала в туловище, а затем в голову. Когда ученик освоит технику пения АОУМ, этот звук начнет вызывать вибрацию в области лба — в аджна-чакре.

Различные звуки резонируют в определенных частях тела. При пении мантры АОУМ звук АА резонирует в области сердца и легких, ОО — в области желудка и солнечного сплетения, УУ — в нижней части живота и у основания позвоночника. Наконец, долгий звук ММ, завершающий мантру, резонирует во всем позвоночнике и в голове. Если при пении АОУМ вы будете следить за смещением области резонанса в теле, то в конце концов ваше внимание со­средоточится в голове — в области «третьего глаза». Именно поэтому пение АОУМ считается идеальной подготовкой к медитации: оно способно полностью сосредоточить сознание в лобной чакре. Завершающий звук AOУM постепенно затихает, поднимаясь все выше и выше, — таков звуковой образ сознания, возносящегося в высшие сферы.